Король Густав III (годы правления: 1771-1792) считается последним великим монархом в истории Швеции. Его царствование ознаменовало целую эпоху, противоречивую, но грандиозную, вместившую в себя войну и мир, реформы и контрреформы, победы и поражения. Ну и сам по себе он был очень яркой личностью. Я пока нахожусь в процессе постижения, но уже могу немного рссказать о нем. Например, о его культурной политике. Всякий швед знает, что король Густав - основатель национального театра.

Чтобы понять, что сделал Густав для театра, стоит бросить взгляд на то, что было до него. А это - практически пустое место. Достаточно сказать, что в Стокгольме до 1777 года не существовало здания под театр. Общедоступные представления давались в зале для игры в мяч (его так и называли - Больхюсет). И только по приказу Густава прославленный архитектор Карл Фредрик Аделькранц построил здания Королевской оперы и Королевского драматического театра. Густав же основал первую театральную школу/
читать дальшеТеатры в смысле "труппы" до Густава, конечно, существовали, но в основном в качестве игрушки для высших классов. Естественно, был придворный театр. Свои труппы содержали также некоторые знатные семейства (самыми известными театралами были Делагарди). В этих фактически частных театрах играли французские и итальянские актеры, соответственно, репертуар был французским или итальянским. На шведском языке играли только любительские труппы (и всякие ярмарочные балаганщики, конечно же). Первый профессиональный шведский театр появился в Стокгольме только в 1737 году, и его спектакли могли посещать простые горожане, но и он был прикрыт в 1754 году королевой Луизой Ульрикой (матерью Густава), которая по старинке пригласила французскую труппу, а шведская труппа распалась на несколько мелких объединений, которые отправились, солнцем палимые, зарабатывать денежку в провинции. С тех пор и до прихода к власти Густава (1771) на столичной сцене только два раза игрались шведские пьесы - в 1761 и 1762 годах.
Одним из первых документов, подписанных молодым королем Густавом III, был приказ об увольнении французской труппы любимой мамочки
Правда, со временем Густав понял, что погорячился: теперь играть было фактически некому. В Швецию приглашена еще одна французская труппа, возглавляемая Жаком-Мари Бутэ де Монвилем (это был очень интересный персонаж: ему пришлось бежать из Франции, т.к. ему грозила смертная казнь за содомию
), но перед ней лежала дополнительная задача: французы должны были обучать мастерству шведских актеров.
Лирическое отступление: во многих биографиях Густава упоминается, что он был феерически безграмотен и лепил сплошь и рядом самые нелепые школьные ашыпки. На самом деле, в этом нет ничего смешного и ничего удивительного. Типичная ситуация: Густав был франкоязычен. И мог бы довольствоваться французским театром, как это было до него (и ему так было бы даже легче). Я щетаю, его можно только похвалить за то, что он писал по-шведски (как умел
) и заботился о том, чтобы шведский язык вытеснял французский везде, в том числе и в сфере культуры.
Первая опера, переведенная на шведский, - "Пелей и Фетида" на музыку Франческо Антонио Уттини - увидела свет в 1773 году, и это было пышное зрелище с массовыми балетными сценами, летающими богами, сошествием Юпитера с громами и молниями и прочими ништяками.
Но первой шведской национальной оперой считается "Густав Васа" (1786) Иоганна Науманна. В основу либретто легла одноименная пьеса самого Густава (о его драматургии поговорим отдельно), и он же лично репетировал с актерами. Спектакль был поставлен на сцене Королевской оперы, на оснащение которой Густав не жалел средств, поэтому были возможны самые передовые сценические эффекты. В "Густаве Васа" были настоящие батальные сцены, стреляли мушкеты, пушки пробивали брешь в крепостной стене, а корабли уходили в море. Естественно, народ валил валом на такое зрелище. Простые люди очень сопереживали шведам, бьющимся на сцене с датчанами, и в партере (помним, что партер в XVIII веке был стоячим и предназначался для бедной публики) разыгрывались сцены как при показе фильма "Чапаев": стокгольмская толпа подбадривала артистов и чуть ли не бежала им на помощь мочить супостатов.
Эскиз декораций к опере "Густав Васа"?

В общем, если резюмировать, заслуга Густава в том, что он фактически создал в Швеции общедоступный театр и приохотил к нему публику. Какую цель он при этом преследовал? Очень показательна речь, с которой он обратился к духовенству в 1778 году. Напомню, что Швеция - лютеранская страна, и религиозный дух в XVIII столетии был достаточно силен и суров. Действовали законы против роскоши, в частности, запрещалось носить шелковую одежду (в густавианскую эпоху подобные запреты де-факто не соблюдались), и очень часто в опале оказывался театр как бесовское и непристойное зрелище. Духовенство требовало от Густава, чтобы он, если не может разогнать театр совсем, запретил давать представления в воскресенье. Густав на это ответил, что искусство облагораживает нравы и никак не противоречит религиозному долгу, напротив, возвышает души и приближает к Богу, если, конечно, речь не идет о вульгарных ярмарочных фарсах (но те, кто смотрит такие фарсы, по-любому в церковь не пойдут). Далее король привел в пример самого себя: он регулярно ходит в театр и все равно очень нравственный 
Но, кроме облагораживания окружающей действительности, у густаиванского театра была еще одна функция - пропагандисткая. Как мы помним, Густав под дулами пушек отменил в Швеции конституционные гарантии и потом всю жизнь ощущал, выражаясь языком современных политологов, некоторый недостаток легитимности. Поэтому было важно всеми средствами внедрять в умы народа самодержавно-абсолютистские мифы. Если мы ознакомимся с историческими драмами самого Густава, то там красной нитью проходит эта мысль: король - отец своих подданных, они его обожают, повинуются с радостью, а всякие дворянские вольницы - это зло.
Никогда, никогда прежде не было ему подобного
Милостью и мягкосердечием.
Когда он объезжает свое государство,
Всех переполняет радость.
Он не пренебрегает скромными дарами,
Приносимыми к его ногам;
Он молвит: "Дети мои, из подарков от вас
Я хочу получить только ваши сердца".
Мир в стране и слава за ее рубежами -
Вот плоды его доблестей.
И господам, и крестьянам равно покойно
Под его защитой
На нынешнем празднике
В годовщину свадьбы нашей монаршей четы.
Смотрите, он откладывает свой скипетр
И желает, чтобы мы веселились.
"Великодушие Густава Адольфа"
И вот такая вот благость вливалась в уши простым шведским театралам.
@темы:
Густав III,
искусство